« Педагогический совет: этапы подготовки
и проведения, содержание и формы»
Непременным условием грамотной организации работы в рамках образовательного пространства является сочетание коллективного руководства с персональной ответственностью. Для осуществления данного принципа большое значение имеет деятельность педагогического совета.
Само словосочетание «педагогический совет» означает, что в основе его заложено стремление посоветоваться всем учителям друг с другом и с администрацией и прийти к действенному решению. К сожалению, в современных школах происходит либо вырождение педсоветов и их роли в жизни педагогических коллективов, либо формализация их с единственной целью: привычная традиция соблюдена. Делается это либо методом подмены, когда вместо педсовета проводят административное, инструктивное, информационное совещание, либо педсовет вырождается в методическое информирование. Подобная практика не так безобидна, как может показаться на первый взгляд:
Во-первых, отсутствие нужды в проведении педсоветов говорит о самонадеянном убеждении первых лиц, что они умнее коллектива и все придумать и решить могут сами (это с точки зрения теории управления вообще губительная практика для любой организации и всегда ведет к перекрытию каналов обратной связи, разрушению заинтересованности коллектива в общих делах).
Во-вторых, становится очевидно, что в подобных школах отсутствует демократическая практика, без которой обучение еще худо-бедно возможно, но воспитание оказывается забытым.
В-третьих, инициатива, подавленная невозможностью для публичного
предъявления, блекнет, как и отсутствие форумов, где может быть продемонстрировано общественное признание, снижает общественный поиск, общественную активность.
Педсоветы- информационно-обучающий, административно-распорядительный, постоянно действующий орган демократического участия членов коллектива в управлении школой.
Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи отдельно взятого учреждения. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом совете».
Тематика педсоветов должна вытекать из глубокого анализа состояния дел в школе.
Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:
управление развитием образования;
обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования;
повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий;
личностно-ориентированное общение.
Конкретная тема встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета. Пед. совет определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса.
Нерационально выносить на рассмотрение советов частную проблему, актуальную только для части коллектива. Необходима значимость и всеобщность проблемы. Частные темы планируются к обсуждению на заседаниях методических объединений. Например, вопрос о повторении как средстве борьбы за высокое качество знаний целесообразно передать метод объединениям. Коллективный обмен мнениями, решения педагогического совета будут иметь большое значение для улучшения деятельности школы только тогда, когда рассматриваемая проблема актуальна для всех и решение ее требует коллективного всестороннего обсуждения.
Формулировки темы и обсуждаемых вопросов должны быть проблемными, лаконичными, доступными и выразительными.
Планирование пед. советов.
Выделяют два вида планирования. Долгосрочное (3-5 лет) планирование на диагностической основе, рассчитанное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития.
Оперативное планирование педагогических советов
Оперативное планирование педагогических советов отражается в ежегодном плане работы ОУ. Наиболее распространенная структура годового цикла педагогических советов состоит из шести составляющих:
первый педагогический совет - аналитическо-планирующий, проводится до начала учебного года, в конце августа, посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана работы школы, настраивает на решение предстоящих проблем;
второй, третий, четвертый и пятый педагогические советы - тематические, с промежуточными итогами, проводятся, как правило, в конце учебной четверти или во время школьных каникул;
шестой - итогово-организационный, на нем подводятся итоги года, анализируется выполнение образовательных программ, принимаются решения о допуске к экзаменам, переводе в следующий класс и т. п.